Полевечко Константин Николаевич, 1926 г.р.

«Война это страшное, дурацкое мероприятие, в котором люди друг друга призваны убивать. Кто хитрей, кто мудрей. Кто кого раньше обхитрит и убьет»

Мы жили в Залесье. Я только закончил семилетку и началась война. Объявили по радио, что немцы вероломно напали, началась война. Быстро немецкие войска продвигались на восток. И немцы быстро пришли к нам. Наши войска как-то беспорядочно отступали. И пушки, и снаряды бросали.

Когда началась война, Петр Иванович Машеров со своей бригадой ушел в лес. В отряд я попал очень просто. Мне было 17 лет. Пацан был. Немцы в мае 1943 года приняли карательную операцию на партизанскую зону. И я вынужден был пойти к Машерову за Ровное Поле. Действовали диверсионными актами, вылазками, встречали их (немцев) на дорогах, принимали обозы, мосты взрывали, телефонные линии перерезали.

Когда фронт подошел, я ушел на фронт. Ну вот, дошел с боями до Берлина. Получил два осколочных ранения. Первое ранение получил в правую руку, пуля прошила навылет. Второе уже в Берлине. Снаряд взорвался и осколок мне в бедро попал. Оттудова я попал в госпиталь в Кенигсберг. Я встречал Победу уже в госпитале.

Медаль за отвагу получил, когда был сержантом, помкомвзвода. И вот мы наступали, и моего командира взвода, бежали рядом, тяжело ранило. Он тут, бух, об землю. А мы как наступали, так и наступаем. Командование я взял на себя. Вот тогда мне эту медаль вручили. Командир дивизии лично, сам вручил.

Были случаи, при мне, что расстреливали своих. В партизанах помню был у нас закон такой – военный трибунал. В армии был такой и в партизанах: за измену Родине высшая мера наказания – расстрел. Все было строго, дисциплина была жесткая. Если б дисциплины не было, так разбежались бы. Так что нужно было заранее думать, что сам себе смерть приписываешь. В партизанах был один, восточный хлопец. Что-то взял у населения, что-то неположенное, что нельзя было. И что вы думаете? Отряд вывели, построили, его поставили перед отрядом, зачитали приговор военного трибунала. И тут же его застрелили и кинули. Команда «Направо», «Шагом марш» и пошли. А кто там его потом хоронил, неизвестно… дело было оставлено для населения.

Присутствовал при расстреле одного хохла, с Украины. Ну, в то время называли предательство. Молодой, здоровый парень. Боялся войны. Думал, что спасется. Не убьют. А сам себя приговорил на смерть. Как получилось. Взял прострелил себе руку. Когда пуля летит из далека, то тогда никаких ожогов нет. А он подставил руку под винтовку. Самострел. Сам себя приговорил к смерти.

Товарищей было тяжело терять. Но там долго особо не приходилось, так сказать, дружить. То ранят, то убьют, то еще перекинут в другое какое подразделение. Так чтоб долго дружить друг с другом не приходилось.

Что самое сложное? Самое сложно – смерть. Другого самого сложного не было. Только смерть. Что тебе попадет – осколок, пуля или еще что!? Этого не угадаешь, чем ты будешь награжден. Вот меня там два раза наградили: пуля и осколок. Вот, пожалуйста, моя награда за войну.

Ваше поколение живет в хорошее время, мы его завоевали вам. Вы живете сейчас мирно, спокойно. Живите и радуйтесь.
Автор фото и видеосъемки Юлия Литецкая

 

 

 

 

1 комментарий для “Полевечко Константин Николаевич, 1926 г.р.

  • Спасибо! Часто заглядываю на ваш сайт. Как с компьютера, так и с мобильного.. Информация всегда по делу и правдива!!!

Обсуждение закрыто.


Map with ID 1 not found

Яндекс.Метрика